Термин "партия" происходит от латинского слова "part", которое означает "часть" или "раздел".
Политические партии обладают следующими основными характеристиками:
Первый этап — с конца XV века до конца XVIII века, в этот период отношение к политическим партиям было враждебным. Термин "политическая партия" использовался для обозначения неофициальных групп, целью которых было продвижение личных интересов своих лидеров.
Второй этап — конец XVIII века и начало XIX века, когда политические партии стали признанными государством. Исследователи и политики признали, что партии имеют право на существование и являются необходимыми для жизни общества и государства.
Третий этап — конец XIX века до XX века, характеризующийся полной легитимностью политических партий (их признание обществом).
Основная цель партий заключается в выражении интересов социальных слоев и общественных групп в политической системе государства. Партии выполняют функции посредников и представителей между государством и обществом, обеспечивая интеграцию и координацию интересов различных частей общества в политическом процессе. Они также способствуют укреплению единства и целостности общества, играя ключевую роль в формировании общественного мнения и контроле за политическими процессами.
Политические партии активно участвуют не только в выражении интересов, но и в формировании политических решений, направленных на укрепление правопорядка и институтов государственного управления. Сильные партии не только неслабят государство, но и укрепляют его, участвуя в местных структурах и контролируя политические процессы.
В демократической системе функции политических партий отличаются от авторитарных или тоталитарных режимов. В тоталитарных системах власть сосредоточена в одной партии, которая подавляет другие. В демократическом обществе различные конкурирующие партии действуют на основе равенства, сотрудничая с региональными и общественными организациями для достижения общенациональных целей.
Таким образом, политические партии играют важную роль в интеграции общества и обеспечении его единства через участие в политических процессах и поддержку демократических институтов.
Политические партии выполняют как внутренние, так и внешние функции в обществе. Внутренние функции включают привлечение членов к партии, финансовое управление партийной жизнью, согласование внутренних и внешних отношений, разработку первоначальных структур и установление отношений между элитами партии и обычными членами.
К внешним функциям относятся борьба за власть, осуществление своей программы при приходе к власти, установление международных партийных отношений, обеспечение связей между народом и государственными структурами, укрепление политической культуры народа, выбор и подготовка политических лидеров, участие в управлении общественными структурами, согласование своих интересов с другими участниками политических процессов и мобилизация граждан к политическому участию.
Основной метод реализации функций партий в практике – это организация избирательной кампании в период выборов, где партии выдвигают своих кандидатов для избрания в законодательные органы. Для достижения успеха в выборах партии должны активно привлекать большинство населения, осуществлять работу по мотивации и стимулированию избирателей. Особенно важно в этот период влияние на общественное мнение и формирование общественной поддержки для достижения целей партии.
В дополнение к этому, способность партий привлекать внимание общественности к своей будущей политике, стратегии и идеологии является залогом их успеха на выборах. Когда партия объявляет свои цели, она стремится максимально эффективно использовать каждую избирательную кампанию для достижения своих идеологических целей, даже если не получает большинства голосов избирателей.
После достижения представительства в законодательных органах партия получает возможность формировать руководящие элиты, подготавливать и представлять кандидатов на руководящие должности в административных органах. Партия обладает легитимным правом участвовать в принятии политических решений через депутатов, которых она сама выдвигает и поддерживает, а также через чиновников на руководящих должностях, которых она назначает.
Деятельность партии после выборов включает организацию различных соглашений, коалиций и блоков с другими партиями в процессе формирования правительства. Несмотря на то что активность партии наиболее высока в период избирательных кампаний, она стремится укрепить поддержку общественности в стабильной манере, поддерживая свой политический курс. Партийные деятели также организуют различные кампании и мероприятия через общественные средства массовой информации для поддержки как внутренней, так и внешней политики правительства.
В последние пять лет в нашей стране были сделаны значительные шаги по формированию демократического правового государства и гражданского общества во всех сферах жизни общества, соответствующих требованиям законности и социальной справедливости. Если мы скажем, что достигли определенных успехов в определении места и значения общественных институтов, таких как общественные средства массовой информации, общественные организации, предпринимательство, семья и свободный труд, на основе современных требований времени, то это не будет преувеличением. В частности, наша уверенность в том, что политические партии занимают крепкое положение в государстве и общественной жизни, является убедительным доказательством нашего мнения.
В этом контексте Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев 22 августа 2019 года на встрече с лидерами политических партий, активно действующих в нашей стране, подчеркнул следующее: на данный момент в Узбекистане активно действуют пять политических партий - Национальное движение "Миллий тикланиш", Народно-демократическая партия, Движение предпринимателей и предпринимателей Узбекистана - либерально-демократическая партия, Социал-демократическая партия "Адолат" и Экологическая партия. Они активно реализуют свои цели и программы, участвуют в выборах на основе принципов равенства, открытости и честности, формируют свои фракции и партийные группы в парламенте и местных представительных органах, а также создают все необходимые законные основы для активного участия в политической и социальной жизни нашей страны.
Принятие нового Кодекса Республики Узбекистан о выборах открывает еще больше возможностей в этом направлении. В то же время процесс демократизации общества и углубление политических и правовых реформ накладывают на политические партии новые и разнообразные задачи. Важным аспектом здесь является участие политических партий в государственном управлении, особенно на местах, что включает изучение международного опыта и формирование политических и правовых инициатив, разработанных в мировых общественных науках, и их использование в процессе усовершенствования деятельности органов государственного управления нашей страны.
Одним из наиболее важных институтов гражданского общества являются политические партии. Политические партии обеспечивают устойчивость отношений между гражданским обществом и политической системой. Поскольку государственное управление зависит от общества, во многих случаях оно осуществляется через политические партии.
Политические партии не только выражают интересы своих членов, но и активно участвуют в формировании этих интересов. Партии способствуют адаптации гражданского общества к государству, обеспечивают устранение или смягчение конфликтов, участвуют в сохранении стабильности законодательной и исполнительной власти. Мощные партии не ослабляют государство, а, наоборот, укрепляют его, устанавливая прочные связи с местными органами общества, помогая контролировать политические процессы и способствуя дальнейшему развитию государства. В противном случае, слабость партий может привести к слабости государства.
Партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании и руководстве государственными органами через своих представителей в Палате представителей Республики и Совете народных депутатов, их документы имеют юридическую силу и публикуются в печатных СМИ. Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет право вступить в политическую партию своего выбора и выражать через неё свою политическую волю. Эта свобода способствует участию граждан в политической жизни страны, их вклад в развитие национального самосознания, независимости и всестороннего развития.
Узбекистан стремится занять заслуженное место среди передовых развитых стран мира, основываясь на современных требованиях, обновляя свою политическую и правовую систему, обеспечивая гарантии прав и свобод человека, укрепляя роль и значимость политических партий в принятии решений о государственном управлении, развивая правовое поле и повышая социальную, политическую, правовую ориентацию и культуру народа.
После достижения независимости политические партии стали играть важную роль в Узбекистане. В стране были созданы политические партии, ориентированные на свободное выражение интересов и политические взгляды народа, что стало возможным благодаря правовым основам и созданию открытой политической среды.
Закон о выборах, принятый в ноябре 1991 года, признал проведение выборов на многопартийной основе в соответствии с правовыми нормами. В указанном Законе отмечается право политических партий представлять кандидатов на должности Президента Республики.
С целью создания необходимых организационно-правовых условий для участия политических партий в формировании органов представительной власти и увеличения их активности, а также важной части гражданского общества, в апреле 2007 года была принята Конституционный закон "О реформировании государственного управления, дальнейшем демократическом развитии и модернизации государства, укреплении роли политических партий в Узбекистане", который стал важным шагом в современной жизни государства и его структуры.
С принятием указанного Конституционного закона в Узбекистанской Республике значительное внимание было уделено осуществлению конституционных и правовых реформ в системе местного государственного управления.
В Узбекистане процесс формирования многопартийности привел к необходимости специального правового регулирования. В действительности, в начале нового века в стране роль политических партий в обществе и в государственном устройстве значительно возросла в связи с разработкой правовых основ для начала парламентских реформ и создания двухпалатного парламента.
Начало новой эпохи в политической жизни страны связано с предоставлением политическим партиям права представлять кандидатов в депутаты Верхней палаты парламента – Сената при выборах в парламент и органы местного самоуправления в декабре 2004 года.
Расширение полномочий политических партий укрепило их ответственность перед обществом. В целом, увеличение полномочий политических партий способствовало укреплению политической сферы общества. Концептуальная суть политической стратегии "Сильное государство – сильное гражданское общество" была ориентирована на достижение этой цели.
Один из основных факторов, способствующих повышению роли политических партий в развитых странах, заключается в их участии в формировании отношений между государством и обществом. Процесс создания справедливого и эффективного политического элита в истории человечества не представляется возможным без участия политических партий. Процесс формирования гражданского общества и правового государства демонстрирует, что политические партии способны действовать в интересах как государства, так и общества.
Одной из важнейших функций партий является не только представление интересов своих членов и базы поддержки общественному уровню, но и помощь достижению уровня осознания собственных интересов. У ни одного человека политические интересы не формируются самостоятельно. Для этого необходимо наличие взаимоотношений и взаимодействия между человеком и партийными организациями, участие человека в общественных организациях, создание общественно-политического пространства для его деятельности. Все это требует уверенности в возможности человека участвовать в деятельности таких организаций и самоутверждения в деятельности этих организаций.
Живя в демократическом обществе, где политическая система не была подвергнута долгосрочному диктатурному угнетению, возможно проявление национальных, экономических и политических интересов, однако формирование политических интересов без организационных процессов может быть затруднено. Основной причиной этого является то, что политические взгляды и убеждения человека могут сформироваться только как результат его активного участия в деятельности групповых организаций. Следовательно, необходимо, чтобы каждый человек выразил свои собственные интересы и уверенность в их воплощении.
Примером такой организации является созданное 12 лет назад, то есть 2 августа 2008 года, Экологическое движение Узбекистана. К настоящему времени она успешно реализовала свои цели и задачи. Однако за прошедшие годы как в природе, так и в обществе произошли значительные изменения. В последние годы в нашей стране внедряются серьезные реформы, введены новые задачи для всех институтов общества. Для выполнения этих задач требуются новые подходы и новые силы.
На самом деле, в связи с широкомасштабными реформами, осуществляемыми в области государственного и общественного строительства в нашей стране, на основе накопленного опыта Экологического движения Узбекистана возникла необходимость создания новой политической партии как следующего шага на новой стадии. В этом контексте важным событием для политической и социальной жизни нашей страны стало событие 8 января 2019 года. В этот день впервые в истории независимого Узбекистана была основана Узбекская экологическая партия для обеспечения экологической устойчивости.
Эта партия может конкурировать с другими партиями в органах государственного управления не только через выборы депутатов на конференциях ее членов, а непосредственно через выборы, проводимые избирателями, и иметь определенные позиции. Основной критерий, определяющий, насколько политические партии имеют вес в обществе, - это их успехи в выборах, проводимых для выборов представителей органов исполнительной власти.
Статья 60 нашей Конституции описывает, что политические партии представляют политическую волю различных слоев и групп, участвуют в формировании государственной власти через выборы своих избранных представителей демократическим путем. Политические партии также регулярно предоставляют сжатые отчеты о финансовом обеспечении своей деятельности в Высшем совете или соответствующему органу, что является законным основанием для их деятельности.
Создание политических партий имеет важное конституционное значение. Согласно статье 32 Конституции Республики Узбекистан, "Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении общественными и государственными делами непосредственно и через своих представителей. Такое участие осуществляется путем самоуправления, проведения референдумов и организации государственных органов в демократическом порядке". В соответствии со статьей 34, "Граждане Республики Узбекистан имеют право согласовываться в общественные объединения, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в общественных движениях. В политических партиях, общественных объединениях, общественных движениях, а также в представительных органах власти невозможно ограничить права, свободы и ценности оппозиционных личностей".
Конституционные нормы и правила, определяющие демократические принципы и подходы к формированию гражданского общества, обеспечивают юридическую гарантию будущих целей узбекского общества. Исследования показывают, что существование политических партий и их развитие в обществе отражают растущую потребность в этом институте. В настоящее время важно изучать теорию партий и смотреть на возможность серьезных процессов трансформации в ближайшем будущем, что может способствовать возникновению новых перспектив для развития общества.
О.Ш. Базаров, ректор Каршинского
инженерно-экономического института