ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ В ПРЕЗИДЕНТЫ: НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

20.03.2023

7995

msk_yangiliklari_in

Одним из приоритетов и основных направлений  глубоких реформ, направленных на модернизацию государства и общества в нашей стране, является всестороннее и всеобъемлющее обеспечение прав человека.

В результате системных и решительных преобразований национальное избирательное законодательство и практика приводятся в соответствие с демократическими требованиями и общепризнанными международными стандартами, а также расширяются гарантии, позволяющие гражданам более активно и свободно выражать свою волю. За последние пять лет был накоплен обширный практический опыт в укреплении, совершенствовании и развитии правовой базы свободных и справедливых выборов. Это отражено также в нормах и требованиях законодательства, касающихся Президентских выборов.

 

Международные акты и национальное законодательство

 

Согласно статье 1 нашей Конституции Узбекистан является суверенной демократической республикой. В демократической республике органы государственной власти, в частности Президент, избираются на определенный срок на периодических выборах.

 

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека и статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривают периодичность проведения выборов, а также в соответствии с пунктами 7.1, 7.7 Документа Копенгагенского Совещания Конференции по Человеческому Измерению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, для того чтобы воля народа служила основой государственной власти, государства-участники по закону обязаны проводить свободные выборы в разумные сроки. Руководящие принципы по выборам, принятые Венецианской комиссией Совета Европы, также устанавливают принцип, согласно которому выборы должны проводиться периодически на регулярной основе. То есть проведение выборов в разумные сроки - важный признак демократии.

 

В этом смысле в нашей стране Президент Республики Узбекистан также избирается сроком на пять лет. Этот пятилетний срок соответствует мировой тенденции: 193 страны мира являются членами ООН, 95 из которых избирают своих глав государств на пятилетний срок. Например, во Франции, Германии, Венгрии, Греции, Индии, Словакии, Словении и Южной Корее президенты избираются сроком на пять лет.

 

Требования к кандидатам в президенты в национальном законодательстве полностью соответствуют международным стандартам. В  Руководящих принципах по выборам  говорится, что всеобщее избирательное право может быть ограничено при определенных условиях. К таким ограничениям относятся возраст, гражданство, определенный срок проживания на территории страны (оседлость), судимость за серьезное правонарушение и так далее.

 

В международной практике конституционного строительства имеет место институт ограничения срока полномочий главы государства.

 

В соответствии с двадцать второй поправкой к Конституции США от марта 1947 года, в этой стране установлено правило, согласно которому одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков.

 

В мире существует 5 видов ограничений на срок полномочий глав государств, среди которых:

 

полное отсутствие ограничений: Азербайджан, Беларусь, Боливия, Исландия, Италия, Кипр, Коста-Рика (без ограничений), Венесуэла (есть специальные правила для неограниченного переизбрания);ограничение последовательных сроков (без максимального числа): Перу, Сан-Марино, Уругвай, Чили, Швейцария;установление фиксированного числа сроков (два срока): Албания, Алжир, Венгрия, Греция, Ирландия, Косово, бывшая югославская Республика Македония, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Тунис, Турция, США, Хорватия, Черногория, Южная Африка;установление фиксированного числа последовательных сроков (два срока): Австрия, Аргентина, Армения, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Германия, Грузия, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва, Республика Молдова, Россия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Эстония;полный запрет переизбрания: Республика Корея, Мальта, Мексика.Законодательство Узбекистана закрепляет тип установления фиксированного числа последовательных сроков (два срока).

 

Это, основанное на демократических институтах, правило является важной конституционной гарантией обеспечения разнообразия идеологий и мнений, политического плюрализма, недопущения злоупотребления властью, эффективного функционирования системы сдержек и противовесов, баланса полномочий ветвей государственной власти, и, наконец, надежной защиты прав и свобод граждан, верховенства права в обществе.

 

В политико-юридической литературе право быть избранным называется пассивным избирательным правом. Согласно статье 61 Избирательного кодекса кандидаты на пост Президента Республики Узбекистан - претенденты с пассивным избирательным правом должны соответствовать следующим 4 требованиям:

 

во-первых, возраст не моложе тридцати пяти лет (возрастной ценз);

во-вторых, хорошее знание государственного языка (языковый ценз);

в-третьих, постоянное проживание на территории Узбекистана не менее чем десять лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости);

в-четвертых, гражданство Республики Узбекистан (гражданский ценз).

Очевидно, что подобные требования к кандидатам в Президенты закреплены в Конституции не случайно.

 

К примеру, важным принципом всеобщего избирательного права, закрепленным в статье 4 Избирательного кодекса является требование о том, чтобы возраст кандидата должен быть не моложе тридцати пяти лет. То есть, правом быть избранным на должность президента обладают граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов возраста тридцати пяти лет. Это именно тот возраст, когда человек сформировался как личность, имеющая четкие гражданские, политические позиции, необходимый жизненный опыт, определенный вес и авторитет в обществе.

 

В соответствии с зарубежным законодательством установление возраста кандидатов в президенты варьируется от 30 до 50 лет: 30 лет в Колумбии, 35 лет в Австрии, США, Бразилии, Мексике, Чили, Кипре, Индонезии, Исландии, Индии, Польше, России, Португалии, Армении, Чехии, Эстония, Германия, Ираке, Молдове, Пакистане, Южной Корее, Чехии, Эстонии, Германии, на Филиппинах возрастное ограничение составляет 40 лет, а в Италии - 50 лет.

 

Мой язык - моя Родина

 

В соответствии с нашей Конституцией граждане Узбекистана, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом.Вместе с тем устанавливается требование о том, что кандидат в Президенты должен хорошо владеть государственным языком. И это вполне оправданное демократическое требование. Известно, что государственный язык является главным символом общества, нации. Кандидат в президенты должен быть лицом, хорошо понимающим мировоззрение, мышление, чаяния граждан своей страны, и способным реализовать их в своей государственной деятельности. Поэтому человек, избранный Президентом, должен уметь свободно общаться с народом, выражать свое мнение на понятном для населения языке, уметь самостоятельно работать с документами, написанными на государственном языке. Языковые требования к кандидатам закреплены в конституциях шести стран СНГ (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Украина).

 

На одном дыхании с народом

 

Касательно ценза оседлости. Известно, что в Конституции и Избирательном кодексе установлено требование, в соответствии с которым кандидатом на должность президента может стать гражданин Узбекистан, который постоянно проживал на территории республики не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Ответ на вопрос, почему не менее десяти лет, заключается, прежде всего, в том, что президент страны должен быть человеком, судьба и жизнь которого неразрывно связана с судьбой и жизнью своего народа. Десять лет это- период, достаточный для того, чтобы человек хорошо узнал как и чем живет народ, каково состояние и перспективы социально-экономического, общественно-политического развития страны, ее регионов. Кроме того, 10 лет это- период, необходимый для того, чтобы и избиратели могли хорошо узнать кандидата и по его практическим делам сделать свой свободный выбор. Надо также сказать, что 10-летний ценз оседлости - это наиболее широко практикуемый срок, используемый в избирательной практике многих демократических стран.

 

По Конституции США, например, кандидат в президенты США должен быть не моложе 35 лет, быть гражданином США по рождению и ​​постоянно проживать там в течение последних 14 лет.

 

Государственная деятельность и политические права

 

Относительно требования о том, что кандидат в Президенты должен быть гражданином Республики Узбекистан. Как известно, в статье 32 Конституции Республики Узбекистан установлено, что только граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. В этой связи как активным, то есть правом избирать, так и пассивным правом, то есть быть избранным, обладают только граждане Республики Узбекистан.

 

Согласно статье 4 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» гражданство в Республике Узбекистан определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах, обязанностях и ответственности, а также признании и уважении человеческого достоинства, основных его прав и свобод.

 

В некоторых странах Президентом могут быть избраны лица, получившие гражданство только по рождению. Среди таких стран США, Колумбия, Монголия, Филиппины и Финляндия. В этих странах лица, впоследствии получившие гражданство, не могут быть избраны президентом.

 

Моральные и правовые требования

 

В соответствии со статьей 61 Избирательного кодекса граждане, ранее судимые за умышленные преступления, не регистрируются кандидатами в Президенты Республики Узбекистан.

 

В международно-правовой практике это положение рассматривается, прежде всего, как морально – правовое требование. Как известно, должность Президента Республики Узбекистан имеет очень высокий статус. Это -глава государства, который несет ответственность за судьбу страны, благополучие миллионов людей, проживающих в ней. Поэтому кандидат должен быть образцом достойного поведения, дисциплины, ответственности, законопослушания, как в жизни, быту, так и в государственной деятельности.

 

Отмечу, что указанное требование полностью отвечает общепринятым нормам и принципам международного права, избирательной практике демократических стран.

 

Конституции и законодательство таких странах, как Австрия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Кипр, Молдова, Турция, Таджикистан, в которых предусмотрены всеобщие и прямые выборы президента, предусматривают ограничения права быть избранным для лиц, осужденных за тяжкие, особо тяжкие либо военные преступления, судимость которых не погашена или не снята.

            

В конституционном законодательстве страны есть и другие требования, предъявляемые к кандидату в президенты           

 

Так, статья 61 Конституции Республики Узбекистан предусматривает отделение религиозных организаций и объединений от государства, в связи с чем служители религиозных организаций и объединений не регистрируются в качестве кандидатов. Также, как государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, религиозные организации и их служители не вмешиваются в государственную политику.

 

Религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан Республики Узбекистан, образованные в целях совместного исповедования веры, совершения богослужений, обрядов и ритуалов (религиозные общества, религиозные учебные заведения, мечети, церкви, синагоги, монастыри и другие).

 

Служители религиозных организаций и объединений - это граждане, работающие в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), специально занятые совершением богослужений, обрядов, ритуалов и церемоний в соответствии со своими служебными обязанностями. Невозможность регистрации таких лиц в качестве кандидатов объясняется спецификой профессии, которой они занимаются.

 

Это не должно расцениваться как нарушение прав служителей религии. Так, если человек хочет быть избранным Президентом, он должен уволиться с занимаемой в религиозной организации должности, а затем зарегистрироваться в качестве кандидата.

 

Надо отметить, что подобные и целый ряд других ограничительных требований имеются в законодательстве и других демократических стран.

 

К примеру, устанавливается, что кандидат не должен иметь двойного гражданства, и таким образом - политических обязательств перед другим государством.

 

В некоторых арабских странах кандидаты должны быть по происхождению из этой же страны, родители кандидата должны быть рождены в этой же стране, супруг (а) должна быть гражданином этой же страны. При этом кандидат обязан предоставить в избирательный орган документ, подтверждающий участие в том или ином важном событии в жизни страны, декларацию на движимое и недвижимое имущество, свидетельства добропорядочного поведения.

 

Во время президентских выборов в Монголии у кандидата не должно быть большой задолженности, включая задолженность по кредитам и налогам, которая не должна превышать доход (определяется по решению суда). В Румынии   Президент в период своего мандата не может быть членом какой-либо партии и не может осуществлять другую публичную или частную функцию.

 

Кроме того, в Турции не могут быть избранными главой государства судьи, государственные служащие и военнослужащие. Чтобы баллотироваться на выборах, они должны уйти в отставку. В Мексике кандидат в президенты не должен занимать должности государственного секретаря или его заместителя, генерального прокурора или губернатора по крайней мере за шесть месяцев до выборов.

 

В заключении следует отметить, что, вся та огромная работа по демократизации избирательного законодательства, избирательной системы, которая была проведена в последние годы вселяют уверенность в том, что предстоящие выборы президента страны пройдут в полном соответствии с требованиями общепринятых демократических избирательных принципов и стандартов.

 

 

Гулноза РАХИМОВА,

Постоянный член

Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан

To leave a comment, first register from the system