Взгляд на выборы: миссии международных наблюдателей в действии

22.08.2024

1484

msk_yangiliklari_in

Экспертное мнение

 

К настоящему времени Узбекистан присоединился более чем к 80 основным международным документам по правам человека. Являясь полноправным субъектом международного права, последовательно реализует обязательства, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и в сфере проведения демократических выборов, обеспечении и защите избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

 

Одним из важнейших этапов подготовки к выборам в парламент страны и местные Кенгаши является приглашение международных наблюдателей. В эти дни идут активные работы в этом направлении. Редакция «ПВ» побеседовала с членом Центральной избирательной комиссии Гульнозой РАХИМОВОЙ на эту тему.

 

- Гульноза Абдусаттаровна, давайте начнем нашу беседу с роли международного наблюдения. Как оно способствует открытому и прозрачному проведению демократических выборов, обеспечению реализации избирательных прав граждан?

 

- Международное наблюдение за выборами получило широкое признание во всем мире и играет значимую роль в обеспечении точной и непредвзятой оценки характера избирательных процессов.

 

Участие международных организаций и наблюдателей зарубежных стран имеет важное значение для открытого и прозрачного проведения демократических выборов. Вместе с тем международное наблюдение способствует обеспечению реализации избирательных прав граждан, двустороннему обмену знаниями и информацией о практике избирательного процесса и служит основой установления прочных международных отношений.

 

Новый Узбекистан, развивая свою избирательную систему, обеспечивает и  защищает конституционные избирательные права и  свободы своих граждан и участников выборов, и в то же время открыт для международного наблюдения за своими национальными выборами и референдумами. Таким образом, наша страна реализует общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере проведения демократических выборов, обеспечении и защите избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

 

Избирательные кампании в Узбекистане проходят в условиях радикальных перемен и демократических реформ. Формируется новая политическая среда, и международное сообщество уделяет этим изменениям все больше внимания.

 

Об этом свидетельствует динамика международного наблюдения за выборами в нашей стране в течение последних десяти лет. Если на выборах 2015 года участвовали 296 международных наблюдателей, в 2016-м - 555, в 2019-м - 825, в 2021-м - 971, то в 2023-м - 797.

 

- Чем регулируется международное наблюдение за выборами? Каковы международные стандарты и национально-правовая основа международного наблюдения?

 

- Международно-правовые основы деятельности международных наблюдателей регулируются прежде всего международными актами, применение которых происходит в рамках национального законодательства о выборах и референдумах. Такая практика полностью соответствует международным обязательствам нашей страны по участию в выборах международных организаций и наблюдателей иностранных государств.

 

На основе имплементации международных обязательств государства и избирательных стандартов, содержащихся в документах таких ведущих организаций, как Организация Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы и Межпарламентский союз, сформировалась национальная избирательная система Узбекистана, а также осуществляется правовое регулирование проведения выборов и организация международного наблюдения за ними. В их числе Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о политических правах женщин, Декларация принципов международного наблюдения за выборами,  документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, Свод рекомендуемых норм при проведении выборов: руководящие принципы и пояснительный доклад (принят Венецианской комиссией в  2002 году), Декларация МПА СНГ «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» и ряд других документов.

 

В Конституции Республики Узбекистан признается приоритет общепризнанных норм международного права. С учетом международных актов в сфере регулирования института международного наблюдения деятельность международных наблюдателей упорядочена национальным законодательством в рамках, не противоречащих международным актам.

 

Правовое регулирование статуса международных наблюдателей на выборах в Узбекистане, включая порядок аккредитации, перечень прав, обязанностей и ограничений международных наблюдателей, регламентировано Избирательным кодексом и Положением ЦИК о наблюдателях от иностранных государств и международных организаций, участвующих на выборах Республики Узбекистан.

 

В частности, Избирательным кодексом Республики Узбекистан предусмотрено, что наблюдатели от других стран и международных организаций могут участвовать во всех мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также на избирательных участках и в подсчете голосов в день выборов. Положение ЦИК детально определяет порядок деятельности наблюдателей от иностранных государств и международных организаций на выборах.

 

- В настоящее время Узбекистан в сфере реализации международных избирательных стандартов эффективно сотрудничает с международными организациями. Расскажите об их участии в мониторинге национальных выборов.

 

- Узбекистан активно участвует в деятельности ряда международных организаций и осуществляет конструктивное сотрудничество по реализации международных избирательных стандартов с ООН, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ), Парламентской Ассамблеей ОБСЕ (ПА ОБСЕ), Европарламентом, Содружеством Независимых Государств (СНГ), Межпарламентской Ассамблеей СНГ (МПА СНГ), Организацией исламского сотрудничества (ОИС), Шанхайской организацией сотрудничества  (ШОС), Организацией тюркских государств (ОТГ).

 

Наряду с этим сотрудничеством столь же важное значение имеет и то, что Центральная избирательная комиссия Узбекистана является с 2013 года членом Всемирной ассоциации избирательных органов (ВАИО), с 2014-го - Ассоциации азиатских избирательных органов (ААИО), с 2022-го - Консультативного совета руководителей избирательных органов государств-участников СНГ. ЦИК также активно сотрудничает по электоральным вопросам с такими международными организациями, как БДИПЧ ОБСЕ, Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ (МИМРД), Международный фонд избирательных систем (IFES), Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане, ПРООН, и другими.

 

Исходя из сложившейся национальной практики организации международного наблюдения за выборами, в зависимости от состава международных наблюдателей мониторинг наблюдения может осуществляться в следующем формате:

 

Миссии наблюдателей - это наблюдатели от международных и межгосударственных организаций, осуществляющие международное наблюдение по международным документам, в том числе обладающие разной международно-правовой силой. В их числе такие организации, как БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ, Европарламент, СНГ, МПА СНГ, ШОС, ОИС, ОТГ и Парламентская ассамблея тюркоязычных стран.

 

Группы наблюдателей - это приглашаемые международные наблюдатели от специализированных органов и организаций, в том числе и международных, не имеющих статуса межгосударственных, основные цели международного наблюдения за выборами и референдумами которых определены в их уставах и положениях.

 

Как правило, этот формат предполагает прежде всего участие наблюдателей от национальных избирательных органов (комиссий), которые в соответствии с национальными законодательствами о выборах и референдумах профессионально занимаются организацией выборов, референдумов. Другие органы, в их функции входит проведение избирательных процедур (национальные министерства и ведомства). А также следующие объединения и организации, профессионально занимающиеся научно-практическими вопросами национальных выборов и референдумов: Гаагская конференция по международному частному праву, ВАИО, ААИО, МИМРД МПА СНГ, IFES, и другие.

 

Индивидуальные наблюдатели представляют собой наблюдателей от иностранных государств. Они осуществляют наблюдение за выборами в своих профессиональных интересах: специалисты и эксперты в области избирательного права, политологи, ученые, исследователи и другие.

 

- Как вы отметили выше, из год в год наблюдается увеличение количества международных наблюдателей и практикуются разные форматы наблюдений. Какова процедура приглашения, а затем и прохождения аккредитации международных наблюдателей?

 

- Процедура приглашения и аккредитации международных наблюдателей осуществляется в соответствии с порядком их деятельности на выборах, регламентированным в Положении ЦИК о наблюдателях от иностранных государств и международных организаций, участвующих на выборах Республики Узбекистан. Необходимо отметить, что данный документ разработан на основе Избирательного кодекса Республики Узбекистан с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в сфере организации и проведения выборов, международных избирательных стандартов.

 

После объявления начала избирательной кампании ЦИК через Министерство иностранных дел направляет приглашения избирательным органам иностранных государств и международным организациям, которые должны представить ответ на это предложение и сопутствующие документы не менее чем за десять дней до дня голосования.

 

Министерство иностранных дел вносит в ЦИК ходатайство с приложением документов наблюдателей от соответствующих иностранных государств, международных организаций. ЦИК в пятидневный срок принимает постановление об аккредитации. Список аккредитованных международных наблюдателей публикуется на официальном сайте ЦИК.

 

В то же время в соответствии с нашим законодательством в аккредитации будет отказано в случаях несоответствия документов, представленных на аккредитацию, предъявляемым требованиям; представления документов позже установленного срока; противоречия национальному законодательству или угрозы суверенитету, безопасности и национальным интересам Республики Узбекистан деятельности международного наблюдателя или представившей его кандидатуру организации.

 

Аккредитованному международному наблюдателю ЦИК выдает мандат, являющийся основанием для осуществления международным наблюдателем своей деятельности на период подготовки и проведения выборов.

 

- Расскажите, как национальное законодательство определяет статус международного наблюдателя на выборах и его полномочия?

 

- Деятельность международных наблюдателей регулируется национальным законодательством, международными правовыми документами, наделяющими наблюдателей полномочиями, которые они вправе реализовать.

 

В избирательной практике Узбекистана сформировалась модель определенного правового статуса международных наблюдателей, при которой права и обязанности международных наблюдателей определяются государством юридически обязательным правовым актом, тем самым гарантируется единая практика создания условий для их деятельности.

 

Причем Избирательным кодексом предусмотрено, что международный наблюдатель имеет те же права, что и внутренний наблюдатель.

 

В рамках своей деятельности в Узбекистане международные наблюдатели пользуются определенными полномочиями, которые соответствуют международным стандартам, в том числе Декларации принципов международного наблюдения за выборами и Кодексу поведения международных наблюдателей за выборами (оба документа одобрены международными организациями 27 октября 2005 года в ООН). Посредством этих полномочий они собирают информацию для объективной оценки хода избирательных процессов, изучают избирательное законодательство и практику, оценивают деятельность избирательных комиссий страны.

 

В частности, международные наблюдатели имеют право на следующее:

 

присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

 

участвовать на собраниях по выдвижению кандидатов, встречах кандидатов с избирателями;

 

присутствовать на избирательном участке, наблюдать за ходом подготовительной работы, размещением кабин или комнат для тайного голосования и опечатыванием избирательных урн, за регистрацией избирателей, выдачей им избирательных бюллетеней;

 

наблюдать за процессом голосования в день выборов;

 

быть информированным о месте и времени проведения досрочного голосования и наблюдать за этим процессом;

 

осуществлять наблюдение за процессом голосования по месту пребывания избирателя с его согласия;

 

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола избирательной комиссии;

 

запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов;

 

осуществлять наблюдение в сопровождении лично нанятого переводчика;

 

осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая избирательного процесса и тайны голосования (кроме мест содержания под стражей и лишения свободы, воинских частей, лечебных учреждений);

 

обращаться к представителям средств массовой информации по результатам наблюдения;

 

носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с указанием фамилии, имени и отчества, наименования организации, которую они представляют;

 

присутствовать при получении окружными избирательными комиссиями протоколов от участковых избирательных комиссий о результатах подсчета голосов и в процессе определения результатов выборов по округу;

 

извещать в установленном порядке соответствующую участковую избирательную комиссию не менее чем за три дня до прибытия на избирательные участки, образованные в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы;

 

сообщать о своих наблюдениях членам участковой избирательной комиссии, не вмешиваясь в их работу, а также информировать вышестоящие избирательные комиссии, если есть основания считать, что на соответствующем избирательном участке были допущены нарушения требований избирательного законодательства и международных норм;

 

публично излагать свое мнение об избирательном законодательстве, подготовке и проведении выборов.

 

Вместе с тем в целях предупреждения случаев прямого либо косвенного вмешательства во внутриполитические процессы, которые согласно всем международным документам являются внутренним делом государства и должны быть защищены от любого неправомерного вмешательства извне, законодательством предусматриваются и определенные ограничения/запреты, которых должны придерживаться международные наблюдатели при осуществлении своих полномочий.  

 

Итак, международный наблюдатель обязан соблюдать в своей деятельности Конституцию, законы Республики Узбекистан, в том числе правила пребывания в Узбекистане, общепризнанные нормы международного права об организации и проведении выборов; выполнять свои обязанности по проведению международного наблюдения за выборами в соответствии с принципами беспристрастности и политического нейтралитета, отказаться от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, государственным органам, должностным лицам, участникам выборов; предъявлять мандат, выданный ЦИК, вместе с документом, удостоверяющим личность, при посещении избирательных комиссий всех уровней, органов государственной власти и управления и других организаций; основывать свои заключения проведенным наблюдением и фактическим материалом.

 

Также в качестве ограничений деятельности иностранных наблюдателей им запрещается:

 

находиться в кабине или комнате для тайного голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене;

 

оказывать влияние на граждан, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;

 

спрашивать у избирателей, как они проголосовали, или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметки в избирательный бюллетень;

 

вмешиваться в деятельность избирательной комиссии, в том числе в процессы опечатывания избирательных урн, их вскрытия, подсчета голосов;

 

носить символические знаки какой-либо партии или кандидата;

 

объявлять в день выборов и за день до начала голосования результаты опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и других исследований, связанных с выборами.

 

Участие международных наблюдателей в мероприятиях и процессах, не связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется по предварительному согласованию с ЦИК.

 

Как правило, международный наблюдатель вправе осуществлять свою деятельность на любом этапе избирательной кампании, но не ранее дня аккредитации его ЦИК в качестве международного наблюдателя. Полномочия международного наблюдателя прекращаются после официального обнародования результатов выборов.

 

- Как результаты международного наблюдения связаны с вопросами дальнейшего совершенствования национальной правовой базы касательно проведения выборов? Как вы оцениваете работу, проводимую в Узбекистане, насколько она эффективна?

 

- В соответствии со сложившейся практикой международного наблюдения в Узбекистане, обнародованные результаты, заключения, выводы и рекомендации по итогам мониторинга выборных процессов не остаются без внимания и являются основой для продолжения совершенствования национальной правовой базы касательно проведения выборов и ее практики.

 

На примере активного сотрудничества с БДИПЧ ОБСЕ, миссии которого приглашаются для наблюдения за выборами с 1999 года (парламентские выборы: 2004-й, 2009-й, 2014-й, 2019-й; Президентские выборы: 2007-й, 2015-й, 2016-й, 2021-й, 2023-й; конституционный референдум в 2023-м), при координации ЦИК с привлечением всех участников избирательного процесса, экспертов и специалистов, представителей политических партий, институтов гражданского общества, ученых и практиков проводится последовательная работа по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и практики на основе Итоговых отчетов Миссий по наблюдению за выборами по результатам мониторинга наблюдения за парламентскими и Президентскими выборами, референдумами.

 

Так, за последние годы Узбекистан поэтапно выполнил ряд рекомендаций БДИПЧ по наблюдению за выборами. Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как принятие Избирательного кодекса,  внедрение информационных и коммуникационных технологий в избирательный процесс, и ряд других нововведений.

 

Миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ по итогам визита в Узбекистан в мае текущего года в своем отчете высоко оценила готовность к проведению предстоящих выборов, а также проводимую работу избирательных органов и причастных ведомств, включая совершенствование нормативно-правовых условий согласно смешанной избирательной системе, являющейся продолжением конституционной реформы 2023 года.

 

Наряду с этим в качестве положительного шага БДИПЧ рассматривает принятие в Узбекистане «дорожных карт» по реализации рекомендаций БДИПЧ по итогам наблюдения за конституционным референдумом и президентскими выборами 2023 года.

 

Также в отчете отмечается, что БДИПЧ поддерживает реализацию Узбекистаном ряда своих ранее предложенных рекомендаций, таких как:

 

расширение участия женщин в общественной и политической жизни сраны;

 

отмена полного ограничения избирательных прав тех, кто был объявлен недееспособным по закону;

 

отмена платы государственной пошлины за подачу жалобы в Верховный суд отдельными лицами.

 

В частности, в качестве примера можно привести принятые меры по реализации рекомендации БДИПЧ по пересмотру Узбекистаном ограничения для голосования на основании дееспособности в соответствии с международными обязательствами.

 

В первую очередь наша страна в июне 2021 года ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Дальнейшим шагом стало закрепление на конституционном уровне обладания лицами с ограниченными возможностями правоспособности на выборах наравне с другими.

 

В статье 128 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции установлена норма о том, что граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в выборах только в соответствии с законом и на основе решения суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

 

Позже эта конституционная норма была закреплена и в избирательном законодательстве. Так, 6 мая 2023 года принят Конституционный закон РУз «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», согласно которому соответствующие статьи Закона «О референдуме Республики Узбекистан» и Избирательного кодекса изложены в новой редакции. Устанавливается, что недееспособные лица могут быть лишены права голоса только по решению суда.

 

Данная норма послужит конституционной гарантией исключения обстоятельств, при которых какое-либо лицо может быть лишено права на признание его правосубъектности или при которых это право может быть ограничено.

 

В заключение следует отметить, что по рекомендации Миссии по оценке потребностей на предстоящие выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан БДИПЧ ОБСЕ направит в нашу страну полномасштабную миссию по наблюдению, а это порядка 340 наблюдателей: до 12 членов основной команды, 28 долгосрочных и 300 краткосрочных наблюдателей.

 

В целях подготовки к предстоящим выборам, которые состоятся 27 октября текущего года, Центральная избирательная комиссия направила в международные организации и избирательные органы зарубежных стран приглашения.

 

Участие международных наблюдателей на предстоящих выборах в Узбекистане будет служить проведению этого важнейшего политического события в жизни нашего народа и страны открыто и прозрачно на основе общепризнанных демократических принципов.

 

Беседовала

Анастасия Боровикова.

«Правда Востока».

 

(Газета “Правда Востока”, 22.08.2024 г.)

 

To leave a comment, first register from the system