Сайт находится в тестовом режиме

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Вид:

Размер шрифта:

В АТМОСФЕРЕ СВОБОДЫ И ОТКРЫТОСТИ

20.03.2019

412

msk_yangiliklari_in

Критерии и стандарты проведения демократических, свободных, справедливых выборов были отражены в новом избирательном законодательстве, а также целом ряде других нормативно-правовых документов. Избирательный кодекс стал реальным воплощением усилий Узбекистана в деле обеспечения базовых принципов демократических выборов, закрепленных в международных документах.
 

Критерии и стандарты проведения демократических, свободных, справедливых выборов были отражены в новом избирательном законодательстве, а также целом ряде других нормативно-правовых документов. Избирательный кодекс стал реальным воплощением усилий Узбекистана в деле обеспечения базовых принципов демократических выборов, закрепленных в международных документах.

 

Являясь государством-участником ОБСЕ, Узбекистан уважает право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса. В нашей стране обеспечиваются юридические гарантии для конкуренции между политическими партиями на основе равенства перед Законом, создаются условия для проведения избирательной кампании в атмосфере прозрачности и честности, свободного изложения кандидатами и избирателями своих взглядов и оценок, их беспрепятственного обсуждения и свободного голосования, предусматривается присутствие национальных и иностранных наблюдателей и многое другое.

 

Период предвыборной агитации представляет собой пик избирательной кампании. В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их программы стали более узнаваемыми и среди общественности. На практике у участников избирательной кампании возникает желание использовать наиболее эффективные формы и способы ведения предвыборной агитации.

 

Современное избирательное право в зарубежных странах характеризуется внедрением широкого арсенала средств избирательных технологий, куда вовлечены сотни тысяч человек: активисты и члены избирательных комиссий, руководящие партийные органы, кандидаты на выборные должности, действующие депутаты, правоохранительные органы, вся судебная система, общественные организации, иностранные наблюдатели.  Угрозу свободным и альтернативным выборам представляют так называемые «грязные» избирательные технологии, связанные с использованием свободы проведения агитации в целях распространения клеветнических измышлений, компрометирующих материалов в отношении кандидатов.  Избирательные законы зарубежных стран, как правило, весьма подробно регламентируют проведение избирательной кампании. Во-первых, четко устанавливаются сроки (а иногда и территории) проведения избирательной кампании. Во-вторых, определяются условия и порядок финансирования избирательной кампании. Так, в ряде стран (США, Япония, Великобритания) закон устанавливает максимум допустимых расходов на проведение избирательной кампании. Закон также устанавливает в большинстве стран максимальный размер пожертвований от частных лиц в пользу кандидатов и партий, определяет размер и условия возможного государственного субсидирования. Финансирование избирательной кампании из анонимных и иностранных источников, как правило, строго запрещается.

 

Глава 9 Избирательного кодекса посвящена вопросам правового регулирования предвыборной агитации. Статья 44 характеризует ее как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и направленную на побуждение граждан к голосованию за того или иного кандидата или политическую партию. В статье также определяется начало предвыборной агитации. Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

 

Основными формами агитации в ходе избирательной кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления на радио и телевидении. Так, согласно статье 45 Избирательного кодекса определены виды, формы, методы предвыборной агитации, которая направлена в первую очередь на распространение информации о кандидатах либо призыв граждан принять участие в выборах. Вместе с тем неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение сведений, которые нацелены побудить или пробудить в избирателях желание голосовать за определенных кандидатов или против них.  Поэтому для официального признания акции предвыборной агитацией необходимо установить, что ее проведение направлено на формирование у граждан мотивации голосовать «за» или «против» определенных кандидатов.

 

Субъекты предвыборной агитации имеют возможность вести агитационную деятельность по двум направлениям:

 

Поддерживать определенных кандидатов  или выступать против них, призывая избирателей голосовать соответственно «за» или «против» кандидатов.

 

Проводить агитационную деятельность, направленную на то, чтобы убедить избирателей убедить участвовать в выборах. Она ведется с целью обеспечить результативность волеизъявления избирателей, так как по законодательству о выборах одним из условий признания их состоявшимися является участие в них установленного законом числа избирателей.

 

В статье 46 кодекса закреплено, что при проведении агитации обеспечиваются равные условия доступа к государственным СМИ путем бесплатного предоставления одинакового по объему эфирного времени и печатной площади. В негосударственных средствах массовой информации эфирное время или печатная площадь могут быть выделены в соответствии с законодательством. Условия оплаты должны быть равными и одинаковыми для всех. Порядок, объем и время использования СМИ для агитации определяются соответствующей избирательной комиссией по согласованию с политическими партиями. Так, ЦИК 5 октября 2019 года принял постановление «Об утверждении положения о порядке проведения предвыборной агитации кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов».

 

Нередко в ходе предвыборной агитации возникают серьезные столкновения политических позиций представителей различных политических партий. Вместе с тем некоторые кандидаты, желая усилить агитационное воздействие на избирателей, пытаются нарушить границы юридически и этически дозволенного. Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации может иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Законодательством многих стран предусмотрены правила предвыборной агитации, за нарушение которых может последовать снятие кандидатов с регистрации, а при определенных обстоятельствах они могут привести к признанию выборов недействительными. Поэтому участникам избирательных кампаний необходимо хорошо ознакомиться с правилами проведения предвыборной агитации и быть информированными о предоставленных им правах и гарантиях. Знание правовой стороны предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны оппонентов.

 

Учитывая уровень развития демократии в обществе и правосознания населения необходимо усилить участие СМИ в проведении выборов, которое следует начинать задолго до выборов и условно разделить этот процесс на несколько этапов, каждый из которых служит реализации определенных целей и задач. Первый этап должен быть направлен на обеспечение полной информированности избирателей об их правах и обязанностях по отношению к выборам. На втором этапе СМИ следует работать оперативно, вовремя информировать граждан о технологии проведения выборов, разъяснять порядок выдвижения кандидатов, знакомить население с их платформами, взаимодействовать с избирательными комиссиями, политическими партиями, органами самоуправления граждан. Третий этап должен охватывать вопросы, связанные с подведением итогов проведения выборов, анализом допущенных нарушений, извлечением уроков.

 

Совершенствование технологий избирательного процесса в Узбекистане связано не только с накоплением собственного опыта проведения выборов, но и с изучением мировой практики в этой области. Учитывая то, что значительную долю избирателей в нашей стране составляет молодежь, особую актуальность приобретают вопросы воспитания электоральной   культуры и   активности. Только в выборах в декабре этого года более двух миллионов молодых граждан нашей страны, достигших к дню выборов 18 лет, впервые воспользуются своим конституционным правом – правом избирать. В Германии к выборам приучают с детства: в детских садах и школах играют в различные игры, связанные с выборами, ребенку дают понять, что это очень важно для его дальнейшей взрослой жизни. Для молодежи создана в интернете специальная система, которая в форме теста позволяет каждому определить партийные предпочтения.

 

В нашей стране созданы условия для проведения избирательной кампании в атмосфере свободы и честности, свободного изложения кандидатами и избирателями своих взглядов и оценок, их беспрепятственного обсуждения и свободного голосования.

 

Омон Мухамеджанов.

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета,

доктор юридических наук.

(Правда востока 5.11.2019)

Чтобы оставить комментарий, сначала зарегистрируйтесь в системе