Принятие Избирательного Кодекса Республики Узбекистан стало настоящим поворотным моментом в избирательной практике нашей страны. Ярким примером этого можно назвать создание единого электронного списка избирателей.
В соответствии со статьей 28 Избирательного Кодекса, единый электронный список избирателей является государственным информационным ресурсом, содержащим информацию о гражданах-избирателях, их постоянных и временных местах жительства, согласно базам данных уполномоченных государственных органов.
Единый электронный список избирателей формируется и обновляется на основе информации, предоставляемой уполномоченными государственными органами, а в период избирательной кампании уточняется соответствующими участковыми избирательными комиссиями.
Каждая участковая избирательная комиссия получает предварительный список избирателей данного участка из единого электронного списка избирателей в течение трех дней после ее формирования.
После получения предварительного списка избирателей, участковая избирательная комиссия принимает меры по его уточнению, обходя дома жителей данного участка.
Участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности для работы по уточнению списков избирателей. Районные и городские хокимияты содействуют работе по уточнению списков избирателей.
На основании результатов обхода домов жителей, избирательные комиссии могут вносить изменения в списки избирателей, корректируя фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес проживания избирателя в едином электронном списке избирателей.
Списки избирателей по каждому избирательному участку составляются участковой избирательной комиссией и подписываются ее председателем и секретарем.
В день выборов на избирательных участках используются списки избирателей, полученные из Единого электронного списка избирателей.
В условиях высокой миграции важно создать систему, обеспечивающую прикрепление избирателя к соответствующему избирательному округу и применение на практике принципа «Один избиратель — один голос». При этом такая система не должна приводить к ограничению важных политических прав граждан на участие в управлении государством и обществом через выбранных ими представителей и участие в выборах. Эти права закреплены в Конституции и имеют приоритет над устанавливаемыми ограничениями.
Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан № PQ–3961 от 4 октября 2018 года, была разработана Информационная система управления избирательным процессом для внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс в нашей стране.
Этот информационный ресурс обновляется на основе данных из баз «XATLOV 1.0.3» и «Manzil» Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, путем удаления граждан, не зарегистрированных по месту жительства или умерших, а также добавления граждан, фактически проживающих, но отсутствующих в базах данных.
Кроме того, Государственный центр персонализации формирует Единый электронный список избирателей Республики Узбекистан на основе актуализации данных баз «XATLOV 1.0.3» и «Manzil» с данными Государственного реестра прав на объекты недвижимости и Единого реестра адресов объектов недвижимости, совместно с Кадастровым агентством при Государственном налоговом комитете.
В период с ноября 2018 года по апрель 2019 года, ответственные сотрудники соответствующих министерств и ведомств, проводя обход домов, осуществили перепись более 33 миллионов граждан для формирования Единого электронного списка избирателей. Паспортные данные граждан были связаны с кадастровыми номерами почти 7 миллионов объектов недвижимости. В результате был сформирован единый электронный список избирателей, включающий более 20,5 миллионов избирателей, автоматически распределенных по 10 260 избирательным участкам.
Для сравнения, в ходе подготовки к выборам Президента Республики Узбекистан в 2021 году было зарегистрировано 21 266 011 избирателей, а количество избирательных участков составило 10 761.
Ведомственные информационные системы и базы данных, связанные с избирательным процессом, интегрируются между собой и актуализируются в режиме реального времени.
Для обновления Единого электронного списка избирателей, Оператору в электронном виде предоставляются данные о гражданах, включая их личные идентификационные номера, серии и номера паспортов граждан Республики Узбекистан, фамилии, имена и отчества на узбекском и английском языках, указанные в паспорте, даты рождения, а также адреса мест жительства в соответствии с кадастровыми номерами.
Центральная избирательная комиссия Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентская городская, окружные и участковые избирательные комиссии имеют доступ к Единому электронному списку избирателей по соответствующей территории через Информационную систему управления избирательным процессом.
Возможности использования Информационной системы управления избирательным процессом Центральной избирательной комиссией и соответствующими избирательными комиссиями осуществляются через сеть передачи данных системы «Электронное правительство».
В Информационной системе управления избирательным процессом члены соответствующей избирательной комиссии или ответственные сотрудники используют информационную систему идентификации для определения избирателей, внесения изменений или дополнений в данные при необходимости, а также для распечатки списков избирателей на бумаге.
Единый электронный список избирателей уточняется соответствующими участковыми избирательными комиссиями в период избирательной кампании.
В международной практике также используется понятие "реестр избирателей" — это совокупность данных обо всех избирателях, имеющих право голосовать на определенных выборах. Термин "реестр" подразумевает административные единицы, включающие несколько избирательных участков.
Единый электронный список избирателей формируется на основе информации, предоставляемой уполномоченными государственными органами: данные для удостоверения личности избирателя предоставляются Министерством внутренних дел, кадастровые данные о месте жительства – Кадастровой службой. Эти данные обновляются и уточняются участковыми избирательными комиссиями в период избирательной кампании.
Процесс формирования Единого электронного списка избирателей автоматизирован через Информационную систему управления избирательным процессом посредством интеграции с ведомственными информационными системами и базами данных по защищенным каналам связи. Система предоставляет инструменты для распределения избирателей по участкам с возможностью внесения изменений в Единый электронный список избирателей, а также позволяет избирателям ознакомиться с информацией о своих избирательных участках и подать запрос на изменение избирательного участка.
Информационная система управления избирательным процессом распределяет права пользователей на доступ к данным Единого электронного списка избирателей и внесение изменений в списки по избирательным участкам.
Рабочим группам при Центральной избирательной комиссии Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентской городской избирательным комиссиям предоставляется возможность вносить изменения и загружать обновленный Единый электронный список избирателей, основываясь на данных, выявленных участковыми избирательными комиссиями в процессе обхода домов и устранения недостатков и неточностей в списках избирателей.
До дня выборов или в день выборов избиратели, достигшие восемнадцатилетнего возраста, включаются в Единый электронный список избирателей.
Государственные органы предоставляют Центру персонализации государства соответствующую информацию в электронном виде.
В течение трех дней после формирования каждой участковой избирательной комиссии она получает предварительный список избирателей этого участка из Единого электронного списка избирателей через компьютер окружной избирательной комиссии.
Список избирателей, в отличие от регистра избирателей, представляет собой совокупность данных обо всех избирателях, имеющих право голосовать и включенных в определенный избирательный участок.
Во время избирательной кампании эти данные распределяются Центральной избирательной комиссией по избирательным округам после их формирования и окружными избирательными комиссиями по избирательным участкам после их формирования. При этом количество избирателей на одном избирательном участке не должно быть менее 20 и не более 3000 человек.
Ответственный член окружной избирательной комиссии за работу в Информационной системе управления избирательным процессом предоставляет члену участковой избирательной комиссии доступ к данной системе.
После получения своего списка избирателей участковая избирательная комиссия уточняет его, обходя улицы и многоквартирные дома на своем участке, проверяя правильность введения личных данных и адресов проживания всех избирателей, включенных в этот список.
При необходимости совместно с органами внутренних дел и кадастровыми службами устраняются несоответствия в списке.
Единый электронный список избирателей, распределенный по избирательным участкам окружной избирательной комиссией через Информационную систему управления избирательным процессом, может претерпевать изменения в списках избирателей.
Важно отметить, что информация об избирателях, проголосовавших досрочно, вводится участковыми избирательными комиссиями в Информационную систему управления избирательным процессом, что предотвращает повторное голосование избирателя на другом участке.
Каждый гражданин имеет право обратиться в участковую избирательную комиссию в случае обнаружения ошибок и неточностей в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия рассматривает жалобы о невключении в список избирателей, неправильном включении или исключении из него, а также о неточностях в данных о избирателе и принимает меры для обеспечения его избирательных прав в установленном порядке.
В заключение, Единый электронный список избирателей играет важную роль в реализации принципа «один избиратель — один голос» и в оперативном ведении данных о голосовании избирателей в избирательном процессе.
Баходиржон Юнусов
Член Центральной избирательной комиссии
1. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан от 28 октября 2020 года № 1040 «Об итоговом отчете Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан «Выборы – 2019: достижения, проблемы, предложения»
2. Приложение 1 к постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан от 28 октября 2020 года № 1040 «Об итоговом отчете Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан «Выборы – 2019: достижения, проблемы, предложения», страница 18
3. Руководство по наблюдению за регистрацией избирателей. Опубликовано БДИПЧ ОБСЕ. ул. Мьодовая 10, 00-251 Варшава, Польша, страница 15. www.osce.org/odihr
4. Руководство по наблюдению за регистрацией избирателей. Опубликовано БДИПЧ ОБСЕ. ул. Мьодовая 10, 00-251 Варшава, Польша, страница 15 www.osce.org/odihr