СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА

27.01.2023

4637

msk_yangiliklari_in

Внесение в список избирателей каждого гражданина с правом голоса, имеет важное значение в процессе подготовки и проведения выборов.

 

Выборы -2021

 

СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА

 

Внесение в список избирателей каждого гражданина с правом голоса, имеет важное значение в процессе подготовки и проведения выборов.

Статья 4-я Избирательного кодекса гласит: “Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Граждане, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом".

Согласно Конституции страны “Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом».

Осуществление избирателем своих избирательных прав в ходе избирательной кампании служит показателем электоральной культуры. Каждый избиратель реализует свое право голоса на одном участке один раз. Для этого образуются избирательные участки и составляются списки избирателей, закрепляемых за ближайшими к их месту проживания участками. Поэтому списки избирателей являются самым важным и определяющим документом в период избирательной кампании.

Составление списков избирателей в соответствии с требованиями закона и на основе международных стандартов обеспечивает всеобщие, равные, прямые выборы. Включение в списки избирателей граждан, имеющих право голоса, обеспечивает им реализацию своих прав, а также служит следованию принципа “один избиратель – один голос”.

Списки избирателей, предоставляя всем равные права, делает этап формирования электората открытым для всех заинтересованых сторон. Поэтому составление списков вяляется самой важной функцией органов, отвественных за подготовку и проведение выборов.

На этом этапе предстоит вполнить большой объем работ, сформировать базу, которая будет отправной точкой для дальнйших процессов. В том числе следует, исходя из списков избирателей, определить количество и дислокацию избирательных участков, тираж избирательных бюллетеней, обеспечить бюллетенями участки, а также нужно выработать критерии оценки активности избирателей в процессе голосования.

Избиратель включается лишь в один список, иначе будет нарушен принцип равенства. Правильность составления списков избирателей выявят члены избирательных участков и округов, а также наблюдатели непосредственно в день выборов. Существуют ряд критериев оценки того, правильно ли составлены списки избирателей. Они должны быть полными, необходимо учесть каждого, кто имеет право голоса. Кроме того, сведения не должны содержать ошибки, в том числи,  орфографические. В списках фиксируются фамилия, имя, отчество, дата рождения  избирателя, адрес места жительства. Необходимо четко указать и тех, кому на момент и дату выборов исполняется 18 лет.  

В разных странах возрастной порог для получения права голоса разнится в зависимости от конкретной страны. Например, в Бразилии, Никарагуа, Иране и на Кубе он составляет 16 лет. В Индонезии можно избирать с 17 лет. В Малайзии, Марокко, Боливии граждане получаеют право голоса с 21 года. Законодательство Великобритании, Франции, Испании, Германии, Чехии, России, Китая, Украины, Беларуси, как и нашей страны, допускает к выборам граждан, которым исполнилось на день выборов 18 лет.

Для участия в выборах депутатов нижней палаты парламета Италии, а также депутатов местных органов представительной власти, допускаются граждане не моложе 18 лет. А на выборах сената право голоса предоставляется с 25 лет. В некоторых странах (Албания, Латвия) для голосования избиратель должен предъявить электронную карту избирателя – документ, удоствореяющий личность. Если в Латвии электронная карта избирателя выдается бесплатно, то в Албании нужно заплатить 9 евро.

Есть страны, где допускается включение избирателей в неактивные (стандартные) и активные (дополнительные) списки. Активные списки применяются в отношении определеных категорий избирателей. Согласно избирательному кодексу Болгарии, избиратель может включаться только в один список. Наряду с этим определяются пять категорий граждан, имеющих возможность одновременно проголосовать в избирательном участке, расположенном не по месту их проживания.

К гражданам, которым позволяется голосовать на любом участке, относятся учащиеся, студенты, инвалиды, члены избирательных комиссий, исполняющие свои обязанности в иных участках, сотрудники правоохранительных органов. Есть и такие страны, где предусмотрена административная ответственность за неявку на выборы. В этой связи очевидно, что наше национальное избирательное законодательство полностью соответствует демократическим принципам.

В большинстве из тридцати государств Евроазиатского региона регистрация избирателей имеет неактивный характер. Списки избирателей составляются государством, избирательным органом либо местной администрацией (хокимиятом). На Кипре и в Афганистане этот процесс носит декларативных характер, то есть избиратель обязан обратиться в избирательную комиссию или иной уполномоченный орган с заявлением установленого образца. Законодательство Кипра предусматривает административную и даже уголовную отвественность в отношении тех, кто не обратился с заявлением или указал в личных данных неверную информацию.

В Узбекистане избиратель, включаемый в список избирателей, – это гражданин Республики Узбекистан, которому исполнилось ко дню выборов 18 лет, и проживающий постоянно или временно на территории данного избирательного участка.

Для обеспечения доступности и открытости этого этапа подготовки за 15 дней до даты выборов списки избирателей, составленные заранее, вывешиваются на видном месте избирательного участка.

Образцы списков избирателей утверждаются Центральной избирательной комиссией. Списки избирателей составляются в двух видах. Первый предназначен для ознакомления избираталей со списком. Второй используется в ходе организации процеса голосования.

Оба вида содержат одинаковые сведения об избирателях, заполняются и нумеруются идентично. Фамилия, имя и отчество избираталей вносятся согласно паспортным данным или данным ID карт, ибо они являются основыми документами, подтверждающими гражданство. Нужно учесть изменения в личных данных женщин, вышедших замуж и поменявших фамилию и место жительства. Выезд на временное или постоянное жительство избирателя служит основанием для его перерегистрации в новом списке избирателей. При подобных обстоятельствах, особенно если это произошло в период подготовки к выборам, избирателю следует в тот же день обратиться в участковой избирательную комиссию по новому месту жительства. Это облегчает работу комиссии и является показателем электоральной культуры гражданина. В противном случае он может остаться вне списка избирателей.

При возникновении подобной ситуации, в целях обеспечения избирательных прав гражданина в Избирательный кодекс внесена отдельная норма. Согласно ему на основе документа, удостоверяющего личность, из Единого электронного списка избирателей определяется по какому избирательному участку он внесен в списки избирателей, а также устанавливается проголосовал он или нет заранее. Если он не воспользовался правом досрочного голосования, он может быть включен в приложение (дополнительный список) к списку избирателей.

Для создания удобства избирателям в определении своего избирательного участка на сайте Центральной избирательной комиссии  elections.uz открыты страничи “Найдите себя в списке избирателей”, “Определите свой избирательный участок”.

Здесь уместно привести выдержку из заключтельного отчета Миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по результатам выборов, состоявшихся в Узбекистане 22 декабря 2019 года:

“На этих выборах впервые использовался централизованный единый электронный список избираталей. Он призван минимизировать случаи повторного голосования и расширить куг охвата избирателей”.

Словом, практика составления списков избираталей совершенствуется в соответствии с международными нормами. Прозрачность процесса составления списка избирателей обеспечивает полное волеизъявление граждан, а также подчеркивает важность каждого голоса.

Предстоящие, в условиях нового Узбекистана, выборы Президента, вызывают интерес у мирового собщества и с точки зрения признания усилий по повышению гражданской позиции, политической и правовой культуры избирателей.

 

Баходиржон ЮНУСОВ,

член Центральной избирательной

комиссии Республики Узбекистан.

Чтобы оставить комментарий, сначала зарегистрируйтесь в системе